Бремя или время. В ТЮЗе им. Брянцева знают, как ценить мгновения

10 сент. 2019 г. в 15:23
5650
 
Бремя или время. В ТЮЗе им. Брянцева знают, как ценить мгновения

6 сентября в ТЮЗе имени А.А. Брянцева состоялась премьера музыкального спектакля «Сказка о потерянном времени». Режиссером выступила Ирина Кондрашова, чьи постановки значатся в репертуаре ведущих театров России. Это вторая работа режиссера в ТЮЗе: в прошлом сезоне Ирина Кондрашова выпустила лиричный и полный юмора спектакль «Снегурушка», ставший приятным новогодним сюрпризом для зрителей ТЮЗа. «Сказка о потерянном времени» – ремейк истории Евгения Шварца, раскрытой в новом ключе. Как теряют время современные дети и чем это опасно, читайте в нашем материале.

Ирина Кондрашова – автор инсценировки спектакля, созданной по мотивам сказки Евгения Шварца. Это ремейк, новый взгляд на историю, хорошо знакомую взрослому поколению по советскому фильму 1964 года Александра Птушко. По замыслу Ирины Кондрашовой дети попадают в Академию Лени, где можно круглосуточно сидеть в телефоне и валяться в кровати. Благодаря полнейшему бездействию детей волшебникам удается украсть их время, и ребята превращаются в стариков. Адаптация сказки под современные реалии точна и актуальна: поколение детей, да и родителей, поглощено виртуальной реальностью, подменяющей мир и человеческие ценности. Время течет сквозь пальцы, а люди не могут остановиться поглощать разносортную виртуальную информацию и обратиться к себе.

Ирина Кондрашова – режиссер взрослых, серьезных спектаклей, анализирующих глобальные аспекты жизни человека, и спектакль «Сказка о потерянном времени» - важное тому доказательство. Она профессионально работает на семейную аудиторию, умея создавать полисемантические спектакли. В «Сказке о потерянном времени» дети считают захватывающий приключенческий сюжет с моралью, а родители – историю о ценности каждого мгновения.

Визуальный ряд премьерного спектакля, которым занимались медиа-художник Евгений Вершинин и художник по свету Дмитрий Зименко погружает в фантастическую атмосферу некого Хогвартса, сумрачного и загадочного. Метафора быстротечности времени раскрывается предметно: на проекциях возникают часовые стрелки, отсчитывающие секунды жизни, а на сцене – метровые римские цифры от 1 до 12. Каждый герой – хозяин своего времени, самостоятельно принимающий решение, как его использовать.

Мы не замечаем, как стареем. Сценограф Надежда Осипова живописала нетривиальное пространство художественной реальности, где кровати выступают не просто островком безопасности героев, а метафорой пустоты и беспомощности. Костюмы Елизаветы Пискуновой наполнили персонажей характерностью, оттенив пижонство Мастера Скуки, экстравагантность и любовь ко сну Госпожи Лени, стремление к зрелищности Домового. Хореограф Владимир Чернышов, артист ТЮЗа, поставил легкие, обаятельные танцевальные движения во время музыкальных номеров героев, обогащающие динамику спектакля.

В премьерной постановке «Сказка о потерянном времени» заняты артисты различных поколений ТЮЗа. Заслуженная артистка России Лиана Жвания играет Мадам Хандру, обучающую навыкам тоски и негативного мироощущения. Актриса чудесно и заразительно играет примадонну своего дела, очаровательно поет гимн унынию. Заслуженный артист России Сергей Шелгунов исполняет роль Мастера Скуки и Ничегонеделанья, директора Академии. Самодовольный и бескомпромиссный персонаж – истинный обманщик, жаждущий стать молодым. Синьор Фу (Кирилл Таскин) – нелепый, трусливый герой, все время паникующий и нагнетающий атмосферу. Артист рисует яркий образ беспомощного волшебника, острохарактерно существуя на сцене. Госпожа Скука в исполнении Елизаветы Прилепской – требовательная дама, умеющая добиваться своей цели. Она обучает детей зарядке наоборот, планомерно погружающей в сон. Имена волшебников обозначают человеческие пороки, которые являются предвестниками потери интереса к миру и самому себе.

К волшебному миру примыкает и Арсений Домовой (Радик Галиуллин) – азартный, умеющий быстро анализировать и убеждать персонаж, оказывающийся волшебным помощником, благодаря которому двигается сюжетное повествование спектакля. Радик Галиуллин сквозно существует в постановке, играя роль шоумена, оказывающегося в каком-то смысле и похитителем душ. Ловкий персонаж не лишен человечности и помогает ребятам обрести себя. Домовой – противоположность скучающим детям и алчным волшебникам, некий авторский идеал, умеющий ценить время и поступки людей, а также верно пользоваться современными ресурсами. Фееричный, легкий артист заряжает энергией окружающих, чудесно существуя в игровом жанре.

Герои исполняют зонги, помогающие раскрыть внутреннее состояние их персонажей. Стихи написаны Михаилом Бартеневым, известным современным драматургом. Узнаваемые, точные и художественно изысканные песни вызывают огромный отклик в зрительном зале. Музыка Василия Тонковидова способствует этому, мгновенно запоминаясь: припев зрители поют вместе с артистами. Светлые, изящные, наполненные юмором композиции обогащают художественное построение спектакля. Тревожная, захватывающая мелодия, пронизывающая всю постановку, нагнетает обстановку и ожидание главного события: обмана детей волшебниками.

Мир детей абсолютно идентичен современности: ребята совершенно не хотят жить по правилам, установленным в мире взрослых. Поэтому они оказываются в Академии Лени, где их учат зевать, спать, не задавать вопросы и не иметь желаний. Петя Зубов (Федор Федотов) врывается в этот спящий мир и устраивает настоящий бунт. Но детям не удается убежать из Академии, потому что Домовой подбирает идеальный ключ к их сердцам и вручает мобильный телефон. Дети зависают в виртуальном мире и превращаются в стариков. Здесь нужно отдать должное мастерству Никиты Острикова, играющего Васю Зайцева. Артист прекрасно перевоплощается в старика: психофизика пожилого человека талантливо претворяется на сцене. Понимание, что дети остались одни, не успев сделать ничего из того, о чем мечтали, превращает историю в трагедию с притчевым началом. На сцене появляются метровые цифры, которые с трудом передвигают персонажи, словно перевозят свой жизненный опыт. Неумение ценить настоящее и понимание собственной ошибки наполняет сердца героев, всеми силами пытающихся повернуть время вспять.

Соньку, которая постоянно спит, играет Анна Мигицко, Марусю Поспелову, спорящую с окружающими – Алиса Золоткова. Актрисы замечательно играют девочек, постепенно понимающих, что вести аморфное существование в Академии неинтересно. Умение быть человечным, осознанно относиться к жизни позволяет не только беречь время, но и наполнять его смыслом. Живые эмоции, радость, веселье – любое человеческое общение обогащает жизнь, поэтому героям, аккумулировавшим свои силы и ставшим друзьями, удается добиться своего.

Счастливый Петя Зубов, вернувшийся к своей бабушке – (светлая и лучезарная заслуженная артистка России Наталья Боровкова), несет в себе внутренний стержень и взросление, новое отношение к своим близким и своему времени. Энергия созидания, вложенная в мечты и стремления, претворяет их в жизнь, духовная цельность позволяет стать человеком, для которого окружающая действительность становится отражением собственного мира, а не наоборот.

Премьерная постановка «Сказка о потерянном времени» рассчитана на зрительскую аудиторию от 6 лет, наполнена юмором, красотой и смыслом. Яркий, динамичный спектакль принесет положительные эмоции и заставит задуматься о своей жизни, как детей, так и взрослых. Выход к себе настоящему, осознание своих возможностей и желаний – главная интенция премьерного спектакля ТЮЗа, с начала учебного года задающего верный тон восприятия действительности.

Елизавета Ронгинская

фото: Наталья Кореновская